Икон Божией Матери «Умягчение злых сердец» и «Нерушимая стена»

Ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри «Умяг­че­ние злых сер­дец» на­зы­ва­ют еще «Си­мео­но­во про­ре­че­ние». Как по­вест­ву­ет свя­той еван­ге­лист Лу­ка, пра­вед­но­му стар­цу Си­мео­ну Бо­го­при­им­цу «…бы­ло пред­ска­за­но Ду­хом Свя­тым, что он не уви­дит смер­ти, до­ко­ле не уви­дит Хри­ста Гос­под­ня» (Лк.2:26). И вот ко­гда ро­ди­те­ли на со­ро­ко­вой день по­сле рож­де­ния Мла­ден­ца при­нес­ли Его в храм, при­шел ту­да «по вдох­но­ве­нию» и Си­ме­он, взял Мла­ден­ца на ру­ки (от­ку­да и по­яви­лось на­зва­ние «Бо­го­при­и­мец») и про­из­нес зна­ме­ни­тые сло­ва, ко­то­ры­ми с тех пор за­вер­ша­ет­ся каж­дая служ­ба ве­чер­ни и из­вест­ные как Мо­лит­ва свя­то­го Си­мео­на Бо­го­при­им­ца: «Ны­не от­пу­ща­е­ши ра­ба Тво­е­го, Вла­ды­ко, по гла­го­лу Тво­е­му, с ми­ром…» (Лк.2:29) За­тем он бла­го­сло­вил свя­то­го Иоси­фа и Пре­чи­стую Ма­терь Спа­си­те­ля и об­ра­тил­ся к Ма­рии с тем са­мым Си­мео­но­вым про­ре­че­ни­ем: «се, ле­жит Сей на па­де­ние и на вос­ста­ние мно­гих в Из­ра­и­ле и в пред­мет пре­ре­ка­ний, – и Те­бе Са­мой ору­жие прой­дет ду­шу, – да от­кро­ют­ся по­мыш­ле­ния мно­гих сер­дец» (Лк.2:34-35). По­доб­но то­му, как Хри­ста прон­зят гвоз­дя­ми и ко­пи­ем, так и ду­шу Пре­чи­стой Де­вы по­ра­зит не­кое «ору­жие» пе­ча­ли и сер­деч­ной бо­ли, ко­гда уви­дит Она стра­да­ния Сы­на Сво­е­го; по­сле же от­кро­ют­ся скры­тые по­мыш­ле­ния лю­дей, ко­то­рым пред­сто­ит сде­лать вы­бор: с Хри­стом они или про­тив Не­го. Та­кое тол­ко­ва­ние Си­мео­но­ва про­ро­че­ства и ста­ло пред­ме­том не­сколь­ких «сим­во­ли­че­ских» икон Бо­го­ро­ди­цы.

Обыч­но на ико­не изоб­ра­жа­ет­ся Бо­жия Ма­терь, серд­це Ко­то­рой про­ни­зы­ва­ют семь ме­чей – по три спра­ва и сле­ва и один сни­зу. Чис­ло «семь» в Свя­щен­ном Пи­са­нии озна­ча­ет «пол­но­ту» че­го-ли­бо, в дан­ном слу­чае – пол­но­ту все­го то­го го­ря, «пе­ча­ли и бо­лез­ни сер­деч­ной», ко­то­рые пе­ре­нес­ла Пре­свя­тая Де­ва в Ее зем­ной жиз­ни.

По­хо­жее изоб­ра­же­ние име­ет еще «Се­ми­стрель­ная» ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Раз­ни­ца толь­ко в том, что ме­чи, прон­зив­шие серд­це Бо­го­ма­те­ри, рас­по­ло­же­ны на ней не­сколь­ко ина­че – три с од­ной и че­ты­ре с дру­гой сто­ро­ны. Празд­но­ва­ние этой ико­не со­вер­ша­ет­ся 13-го ав­гу­ста, в то вре­мя, как празд­но­ва­ние ико­не «Умяг­че­ние злых сер­дец» при­хо­дит­ся в Не­де­лю Всех свя­тых.

Все ве­ру­ю­щие, при­бе­га­ю­щие к чу­до­твор­ным ико­нам с ве­рой и мо­лит­вою чув­ству­ют, что при умяг­че­нии серд­ца об­лег­ча­ют­ся ду­шев­ные и те­лес­ные стра­да­ния, они со­зна­ют, что ко­гда мо­лят­ся пе­ред эти­ми об­ра­за­ми за вра­гов сво­их, то­гда ис­че­за­ют их враж­деб­ные чув­ства, усту­пая ме­сто доб­ро­те и ми­ло­сер­дию.

Молитва ко Пресвятой Богородице:

О многоскорбная Ма­ти Бо­жия, пре­выш­шая всех дщерей зем­ли по чис­то­те Своей и по множеству страданий, То­бою на зем­ли пренесенных! При­ими многоболезненныя воздыхания наша и со­хра­ни нас под кровом Твоея милос­ти. Инаго бо прибежища и теп­ла­го предстательства, разве Те­бе, не вемы, но, яко дерз­но­ве­ние имущи ко иже от Те­бе Рожденному, помози и спа­си ны мо­лит­ва­ми Своими, да непреткновенно достигнем Царст­вия Не­бес­на­го, иде­же со все­ми свя­ты­ми будем вос­пе­вати хва­лу в Тро­ице Еди­но­му Бо­гу, всег­да, ны­не, и прис­но, и во веки ве­ков. Аминь.

 

Чу­до­твор­ная ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Не­ру­ши­мая Сте­на» вы­пол­не­на в сти­ле мо­за­и­ки на сте­не над гор­ним ме­стом глав­но­го ал­та­ря ки­ев­ско­го Со­фий­ско­го со­бо­ра. Бо­жия Ма­терь изоб­ра­же­на на зо­ло­том фо­не, сто­я­щей во весь рост на че­ты­рех­уголь­ном зо­ло­том кам­не с воз­де­ты­ми ру­ка­ми.

Ико­на по­лу­чи­ла свое на­име­но­ва­ние «Не­ру­ши­мая Сте­на» вви­ду то­го, что на про­тя­же­нии де­вя­ти ве­ков оста­ва­лась не­по­вре­жден­ной, не­смот­ря на то, что и со­бор, и го­род не­од­но­крат­но под­вер­га­лись раз­ру­ше­нию. Со­хра­ни­лось ста­рин­ное опи­са­ние этой ико­ны: «Рост Бо­го­ро­ди­цы ис­по­лин­ский, как и все Ее де­ла на Ру­си. Она сто­ит на зо­ло­том кам­не, в не­зыб­ле­мое ос­но­ва­ние всех при­те­ка­ю­щих к Ее за­щи­те.

Не­бес­но­го цве­та Ее хи­тон, черв­ле­ный по­яс и на нем ви­сит лен­ти­он, ко­то­рым Она оти­ра­ет столь­ко слез. Ла­зу­ре­вые по­ру­чи на воз­де­тых к не­бу ру­ках. Зо­ло­тое по­кры­ва­ло опус­ка­ет­ся с Ее го­ло­вы и пе­ре­ве­ше­но в ви­де омо­фо­ра на ле­вое пле­чо, на зна­ме­ние Ее по­кро­ва, шир­ше­го об­ла­ка, по гла­су цер­ков­ных пес­ней. Свет­лая звез­да го­рит на че­ле Бо­го­ма­те­ри и две звез­ды на ра­ме­нах: ибо Она Са­ма, Ма­терь Не­за­хо­ди­мо­го Све­та, бы­ла для нас за­рею Не­за­хо­ди­мо­го Солн­ца».

По ки­ев­ско­му пре­да­нию, столь­ный град не по­гиб­нет, по­ка про­сти­ра­ет над ним ру­ки Бо­жия Ма­терь «Не­ру­ши­мая Сте­на».

Кондак:

Благодать Божественная явно пребывает в Твоей чудотворней иконе, достойно и праведно в утешение наше Стеною Нерушимою именуемою. Изливающе пред сею иконою своя радости и печали, молим Тя, Мати Господа нашего Иисуса Христа, не остави нас Своим заступлением, да благодарно о Тебе взываем Господу: Аллилуиа.

Перейти к верхней панели