В церковном календаре существует два названия Лиддской иконы Пресвятой Богородицы: Лиддская (на столпе в Лидде) с празднованием 25 марта, и Лиддская (Римская) с празднованием 9 июля. Но и в том, и другом случае речь идёт об одной иконе.
Согласно преданию, Лиддская икона Божией Матери явилась следующим образом. Апостолы Пётр и Иоанн Богослов устроили храм в Лидде, недалеко от Иерусалима. Придя в Иерусалим, апостолы попросили Божию Матерь посетить и Своим присутствием благословить церковь. Пресвятая Дева Мария на это отвечала им: «Идите с радостью, Я буду там с вами». Вернувшись в Лиддский храм, апостолы на одном из его столпов обнаружили нерукотворное изображение Богородицы. В IV веке по приказу римского императора иконоборца Юлиана Отступника образ несколько раз пытались уничтожить – его вырубали каменотесы, но краска лишь глубже врезалась внутрь столба.
В VIII веке Константинопольский патриарх Герман велел сделать список (копию) чудотворной иконы, но во время изгнания иконоборцами, предчувствуя свою скорую кончину, пустил его в море. На другой день икона чудесным образом достигла Рима, где явила немало чудес и исцелений. Через сто с лишним лет, когда на Востоке было восстановлено почитание икон, во время одного из богослужений икона на виду у всех снялась со своего места и опустилась в реку Тибр. Вскоре она прибыла в Царьград, была узнана римскими послами и поставлена в храме Богородицы. С этого времени икона получила ещё одно название – Римская с празднованием 26 июня (9 июля по новому стилю).
После XI века следы Лиддской иконы теряются, о дальнейшей её судьбе ничего не известно. На Руси список Лиддской иконы Божией Матери известен с XIV века. Древняя святыня, хранящаяся в Борисоглебском монастыре (18 км от Ростова Великого), в 1922 году подверглась поруганию – с иконы была снята драгоценная риза. В 1928 году монастырь был закрыт, икона изъята. В настоящее время находится в Ростовском музее-заповеднике (Ярославская область).По преданию, когда по вознесении Господнем апостолы Петр и Иоанн проповедовали в окрестностях Иерусалима, то посетили и городок Лидду, где основали общину с храмом во имя Пречистой. А когда вернулись в Иерусалим, то попросили Богородицу посетить Лидду, осмотреть посвященный Ее имени храм и благословить его. Матерь Божия ответствовала любимым ученикам Христовым: «Идите с радостью. Я буду там с вами». И молящиеся в лиддской церкви в тот же миг узрели на одном из его столпов неведомо как появившееся изображение Пречистой с Младенцем на Своей левой руке, принадлежащее к типу «Одигитрии». Отличительная особенность этой иконы — в том, что десницы Спасителя и Пречистой соприкасаются, причем Она словно прикрывает кистью Своей руки руку Сына.
Прошло триста лет, и отпавший от христианства римский император Юлиан, так и вошедший в историю под именем Юлиан Отступник, начал гонения на «суеверия» и среди прочего послал в Лидду каменотесов, дабы те уничтожили сей чтимый образ. Но какими бы орудиями ни пытались стереть чудесное изображение, оно лишь глубже врезывалось внутрь столпа. Весть о чуде быстро разошлась по всему христианскому миру, и в Лидду начали стекаться паломники для поклонения нерукотворному образу Богородицы.
Минуло еще четыре столетия, и в VIII веке Констатинопольский патриарх Герман, поклонявшийся палестинским святыням, сделал список с нерукотворного образа Богоматери, привез его в Царьград и еженощно молился перед ним. Именно за свое благоговейное почитание православных икон он вскоре был изгнан с патриаршей кафедры еретиками-иконоборцами во главе с императором Львом Исаврянином. Предчувствуя свою скорую кончину, владыка Герман доверил список с чудотворной морским волнам, воскликнув в слезах: «Гряди, Владычице, и спасайся ныне не от Ирода в Египет, но от звероименитого врага (то есть Льва) в Рим к благочестивым, дабы там укрыться с Предвечным Младенцем от мерзостных рук иконоборческих; прейди сие море великое и пространное плаванием безбедным».
Заметим, что подобным же образом поступали с обветшавшими иконами и наши предки: вплоть до начала XX столетия такие образы нередко опускали в воды рек на волю Божию. Наши пращуры считали, что «человек предполагает, а Бог располагает» и Сам определит дальнейшую судьбу образа.
Именно так и произошло в далеком восьмом столетии: уже на следующий день море вынесло образ к побережью Италии. Благочестивый папа Григорий II был немедленно извещен о чудесной находке, прибыл на берег моря к устью реки Тибр вместе со своим духовенством, и тогда икона невидимою силою всплыла на воздух и опустилась в простертые руки папы. Римский епископ поместил обретенный образ в алтарь собора Святого Петра, а спустя некоторое время получил письменное известие от патриарха Германа, откуда узнал, какую именно святыню приняли итальянские берега. Чудесные исцеления привлекли к ней множество паломников.
Спустя еще столетие с лишним иконоборческая ересь во Втором Риме была окончательно побеждена (в память чего мы доселе отмечаем особый праздник Торжества Православия). Тем временем молившиеся в соборе Святого Петра стали замечать странные колебания чудотворной иконы. Однажды на виду у всех она поднялась со своего места, проплыла над головами верующих и опустилась в воды Тибра. Течение понесло образ обратно в сторону моря, и тогда народ римский во главе с папой Сергием в слезах возопил: «Увы нам, Госпоже и Царице! Куда отходишь Ты от нас! Не потому ли Ты удаляешься из Рима, что и нам грозит иконоборческая ересь, по причине которой покинула Ты Константинополь? О Всемогущая, доколе не укротишь Ты еретической бури, возмущающей Церковь Христову?»
Тем временем икону вынесло в море, и вскоре ее увидели на волнах прямо у константинопольской пристани. Византийская царица Феодора решила, что это один из тех образов, которые иконоборцы топили в Босфоре, привязывая к ним тяжелые камни.
Но когда до Рима дошло послание императора Михаила и патриарха Мефодия, извещавших собратьев на Западе о состоявшемся во Втором Риме Поместном Соборе, восстановившем иконопочитание, все поняли, что обретенный образ и есть та самая икона, которая чудесным образом покинула Рим.
Тогда патриарх в сопровождении константинопольского духовенства, в присутствии императора со свитой сановников торжественно водрузил образ в храм Богородицы на площади Халкопратия. Именно тогда он получил наименование Римского с установлением ему особого празднования 26 июня (9 июля по новому стилю). Главное же празднование нерукотворной Лиддской иконе (на столпе) совершается 12 марта по старому стилю( 25 марта по новому стилю).