Святитель Иоанн родился около 347 года в Антиохии в семье офицера по имени Секунд, довольно рано умершего. Воспитан был матерью Анфусой, которая смога дать сыну хорошее образование. Святитель Мелетий Антиохийский крестил его в 367 году и поставил через три года его во чтеца. После смерти матери он принимает монашество.
Спустя некоторое время после этого, его с другом Василием решили поставить во епископы, но по смирению будущий святитель тогда уклонился от сана. Крайности аскетизма привели к ухудшению его здоровья (в своих поздних проповедях он предостерегает от этого) и он возвратился в Антиохии. Там святитель Мелетий уговорил его принять сан и посвятил его в 381 году во диаконы.
Через пять лет он был рукоположен во пресвитеры и стал одним из самых знаменитых проповедников. Именно тогда паства дала ему прозвище «Златоуст». В 397 году, по просьбе императора, Иоанн Златоуст был приглашен на кафедру Константинополя. Там он начал активную деятельность по оздоровлению нравственной жизни столицы. Большое число вчерашних язычников, придя в Церковь, сохранили свои старые привычки. Поэтому перед святителем стала задача дальнейшего просвещения народа.
Большую роль он придавал благотворительности, поэтому даже те средства, которые предназначались для его содержания, он тратил на устроение гостиницы для паломников и больницы для бедных. Кроме того он ввел практику антифонного пения, ему принадлежат несколько молитв до сих пор используемых в чинопоследованиях Таинств, а так же приписывается авторство Литургии.
Обличая распущенность столичных нравов, св. Иоанн вызвал ненависть со стороны знати, и, в первую очередь, самой императрицы Евдоксии. Вражда против святителя достигла апогея в 404 году, когда состоялся «собор под дубом», осудивший его за растрату церковной собственности и приговоривший к изгнанию. Протесты паствы предотвратили его высылку, но через некоторое время, приговор был все же приведен в исполнение.
Направленный в Армению, он был переведен в 407 году в Питнус (ныне Пицунда), где и скончался, истощенный болезнями. По преданию, его последними словами было: «Слава Богу за все!». В 438 году его мощи были перенесены в столицу.
Тропарь святителю Иоанну Златоусту, глас 8:
Уст твоих, якоже светлость огня возсиявши, благодать / вселенную просвети: / не сребролюбия мирови сокровища сниска, / высоту нам смиренномудрия показа. / Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, // моли Слова, Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак первый, глас 1:
Возвеселися таинственно честная Церковь / возвращением честных твоих мощей, / и, сия сокрывши, яко злато многоценное, / поющим тя неоскудно подавает / молитвами твоими исцелений благодать, // Иоанне Златоусте.
Кондак второй, глас 6:
От Небес приял еси Божественную благодать / и твоими устнами вся учиши покланятися в Троице Единому Богу, / Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне, / достойно хвалим тя:/ еси бо наставник, // яко Божественная являя.
Молитва святителю Иоанну Златоусту:
О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся, данный тебе, таланты добре умножил еси, сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком – послушания образ, юным – целомудрия светило, мужем – трудолюбия наставник, старым – незлобия учитель, иноком – воздержания правило, молящимся – вождь, от Бога вдохновенный, мудрости ищущим – ума просветитель, витиям доброглаголивым – слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим – милосердия звезда, начальствующим – правления мудраго образ, правды ревнителем – дерзновения вдохновитель, правды гонимым – терпения наставник, всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же, грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще, сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будет, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.