Икона Божией Матери «Елецкая-Черниговская»

От­но­си­тель­но об­ре­те­ния это­го св. об­ра­за из­вест­но сле­ду­ю­щее. Ко­гда прп. Ан­то­ний Пе­чер­ский  в 1060 го­ду был из­гнан из Ки­е­ва ве­ли­ким кня­зем Изя­с­ла­вом, он тай­но уда­лил­ся в пре­де­лы Чер­ни­го­ва. Там он ис­ко­пал се­бе на го­рах Бол­ди­ных пе­ще­ру и стал ве­сти уеди­нен­ную по­движ­ни­че­скую жизнь. В это имен­но вре­мя им и бы­ла об­ре­те­на ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Он уви­дел ее на ели си­я­ю­щей свет­лы­ми лу­ча­ми, так что она ка­за­лась окру­жен­ной ог­нем.

Бла­го­да­ря со­дей­ствию Чер­ни­гов­ско­го кня­зя Свя­то­сла­ва прп. Ан­то­ний на ме­сте об­ре­те­ния ико­ны ос­но­вал оби­тель и по­стро­ил ка­мен­ную цер­ковь во имя Успе­ния Бо­го­ма­те­ри. Как оби­тель, так и яв­лен­ная ико­на, ко­то­рая бы­ла по­став­ле­на в этой оби­те­ли, бы­ли на­зва­ны Елец­ки­ми. Елец­кая оби­тель су­ще­ство­ва­ла до вре­мен на­ше­ствия на Русь та­тар. В 1238 го­ду та­тар­ские пол­чи­ща Ба­тыя вторг­лись в пре­де­лы рус­ских вла­де­ний и раз­ру­ши­ли как цер­ковь, так и оби­тель, ос­но­ван­ные прп. Ан­то­ни­ем. Елец­кая ико­на, од­на­ко, со­хра­ни­лась во внут­рен­но­сти мо­на­стыр­ской сте­ны.

По­сле это­го там, где под­ви­зал­ся прп. Ан­то­ний, бо­лее двух сто­ле­тий вид­не­лись лишь од­ни раз­ва­ли­ны. Толь­ко в 1470 го­ду бла­го­че­сти­вый Ки­ев­ский князь Си­ме­он Олель­ко­вич воз­об­но­вил Елец­кий мо­на­стырь. Cв. ико­на опять бы­ла по­став­ле­на в хра­ме. Од­на­ко в на­ча­ле XVII сто­ле­тия Елец­кий мо­на­стырь по­стиг­ла та же участь, что и в XIII ве­ке: он вто­рич­но был раз­ру­шен пол­ко­вод­цем Поль­ско­го ко­ро­ля Си­гиз­мун­да III Гор­но­ста­ем. В это тя­же­лое вре­мя чу­до­твор­ный об­раз Елец­кой ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри со­вер­шен­но утра­тил­ся, и даль­ней­шая ис­то­рия его со­вер­шен­но неиз­вест­на хри­сти­ан­ско­му ми­ру.

Впро­чем, есть еще дру­гое из­ве­стие, по ко­то­ро­му св. ико­ну еще рань­ше, — ко­гда в 1579 го­ду, в Ба­то­ри­е­ву вой­ну, Чер­ни­гов пе­ре­шел в ру­ки Поль­ско­го ко­ро­ля, — взял в Моск­ву князь Ба­ря­тин­ский, по­то­мок Чер­ни­гов­ско­го кня­зя Свя­то­сла­ва Яро­сла­ви­ча.

В 1676 го­ду бра­тья Ко­зе­лы при­вез­ли из го­ро­да Вла­ди­ми­ра в Чер­ни­гов дру­гой об­раз Бо­го­ма­те­ри, так­же на­зы­ва­е­мый Елец­ким. Ныне эта св. ико­на на­хо­дит­ся в Елец­кой оби­те­ли. Она не ори­ги­нал, най­ден­ный прп. Ан­то­ни­ем, а один из мно­го­чис­лен­ных спис­ков с древ­ней Елец­кой ико­ны, про­слав­лен­ный, по­доб­но древ­ней иконе, мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми.

Ар­хи­манд­рит Иоан­ни­кий Го­ля­тов­ский, быв­ший на­сто­я­те­лем Елец­ко­го мо­на­сты­ря в XVII ве­ке, го­во­рит об этом чу­до­твор­ном об­ра­зе сле­ду­ю­щее: «Этот об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы при­вез из Ве­ли­кой Рос­сии, имен­но из Вла­ди­ми­ра, Ни­ки­та Фе­о­до­ро­вич Ко­зель в ян­ва­ре 1676 го­да в Чер­ни­гов на яр­мар­ку, и этот об­раз ку­пил у него Кон­стан­тин (Кон­стан­ти­но­вич), князь Ма­зо­пет­та (Острож­ский), и от­дал его (вза­мен утра­чен­но­го) в цер­ковь Елец­кой Бо­го­ро­ди­цы. Ибо та­кой об­раз мос­ков­ские лю­ди на­зы­ва­ют Бо­го­ро­ди­цей Елец­кой, так как он об­ре­тен в Чер­ни­го­ве на ели, что они вы­чи­та­ли у ка­ко­го-то рус­ско­го ле­то­пис­ца».

В том же 1676 го­ду Иоан­ни­кий по­сы­лал сво­их стар­цев в Моск­ву для то­го, чтобы точ­но уста­но­вить, по­че­му эта ико­на име­ну­ет­ся Елец­кой. На это про­ис­хо­див­ший от Чер­ни­гов­ских кня­зей бо­ярин Ни­ки­та Ива­но­вич Одо­ев­ский от­ве­чал: «Слы­ша­ли мы от сво­их де­дов и пра­де­дов, что близ Чер­ни­го­ва на ели най­ден был об­раз Бо­го­ма­те­ри, а по­то­му и цер­ковь, там ос­но­ван­ная, на­зва­на Бо­го­ро­ди­це-Елец­кая. Кем был по­став­лен ту­да об­раз, неиз­вест­но, но то из­вест­но, что это бы­ло при кня­зе Чер­ни­гов­ском Свя­то­сла­ве Яро­сла­ви­че, как за­пи­са­но в си­но­ди­ке епи­ско­па Чер­ни­гов­ско­го Зо­си­мы Про­ко­по­ви­ча: цер­ковь Елец­кая ос­но­ва­на в 6568 (т. е. в 1060) го­ду. Из Чер­ни­го­ва во вре­мя во­ен­ное сия ико­на пе­ре­не­се­на в Моск­ву, а в Чер­ни­го­ве сей ико­ны нет».

This slideshow requires JavaScript.

Ар­хи­манд­рит Иоан­ни­кий Го­ля­тов­ский воз­об­но­вил раз­ру­шен­ный поль­ским пол­ко­вод­цем Гор­но­ста­ем Елец­кий мо­на­стырь Бо­го­ро­ди­цы и по­ста­вил в нем по­жерт­во­ван­ную кня­зем Острож­ским св. ико­ну. Кро­ме то­го, он опи­сал в сво­ей кни­ге «Скарб­ни­ца», или «Скрав­ни­ца» (Со­кро­вищ­ни­ца), из­дан­ной в 1678 го­ду в Нов­го­ро­де-Се­вер­ском, те мно­го­чис­лен­ные чу­де­са, ко­то­рые со­вер­ша­лись от этой ико­ны.

На Елец­кой Чер­ни­гов­ской иконе изо­бра­же­на ель, сре­ди зе­ле­ных вет­вей ко­то­рой по­ме­ща­ет­ся сам об­раз Бо­го­ма­те­ри с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на ко­ле­нях. Ве­ли­чи­на все­го изо­бра­же­ния — 1 ар­шин и 14 верш­ков в вы­ши­ну (ес­ли из­ме­рять по­се­ре­дине, так как ввер­ху ико­на по­лу­круг­ла) и 1 ар­шин 1 вер­шок в ши­ри­ну. Дли­на же са­мой ико­ны, на­хо­дя­щей­ся в вет­вях де­ре­ва, со­став­ля­ет 10 3/4 верш­ка, а ши­ри­на — 51/2 верш­ков. Вся ли­це­вая сто­ро­на об­ра­за по­кры­та се­реб­ря­ной вы­зо­ло­чен­ной ри­зой, а ве­нец Бо­жи­ей Ма­те­ри укра­шен до­ро­ги­ми кам­ня­ми.

Елец­кая ико­на Бо­го­ро­ди­цы в лет­нее вре­мя на­хо­дит­ся в глав­ном Успен­ском со­бор­ном хра­ме оби­те­ли, а на зим­нее вре­мя пе­ре­но­сит­ся в теп­лый Пет­ров­ский, где и за­ни­ма­ет осо­бое ме­сто в ки­о­те, с пра­вой сто­ро­ны за кли­ро­сом. Пе­ре­не­се­ние это со­вер­ша­ет­ся с осо­бен­ной тор­же­ствен­но­стью, при со­бор­ном уча­стии бра­тии в свя­щен­ных об­ла­че­ни­ях, с пе­ни­ем тро­па­ря Бо­го­ма­те­ри и при ко­ло­коль­ном звоне.

В Чер­ни­гов­ском Елец­ком мо­на­сты­ре с очень дав­них вре­мен су­ще­ству­ет обы­чай каж­дую сре­ду пред ли­тур­ги­ей слу­жить мо­ле­бен Бо­го­ма­те­ри с ака­фи­стом. К это­му мо­леб­но­му пе­нию и ака­фи­сту, со­вер­ша­е­мым пред чу­до­твор­ной ико­ной, усерд­ные бо­го­моль­цы, несмот­ря ни на ка­кую по­го­ду, все­гда сте­ка­ют­ся в зна­чи­тель­ном чис­ле. Жи­те­ли Чер­ни­го­ва име­ют обык­но­ве­ние брать этот чу­до­твор­ный об­раз в свои до­ма.

Ико­на Бо­го­ма­те­ри, на­зы­ва­е­мая Елец­кая-Чер­ни­гов­ская, име­ет­ся так­же в Харь­ков­ском Успен­ском со­бо­ре. Околь­ни­чий князь Да­ни­ил Ба­ря­тин­ский, на­хо­див­ший­ся под на­чаль­ством кня­зя Ва­си­лия Го­ли­цы­на и ко­ман­до­вав­ший нов­го­род­ски­ми пол­ка­ми, в 1687 го­ду воз­вра­щал­ся из по­хо­да в Крым. В Харь­ко­ве он силь­но за­бо­лел и, на­хо­дясь уже при смер­ти, от­дал быв­шую при нем в по­хо­де Елец­кую ико­ну Бо­го­ма­те­ри в харь­ков­ский Успен­ский со­бор, где она и на­хо­дит­ся до се­го дня.

Этот об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри про­сла­вил­ся мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми. На нем име­ет­ся весь­ма древ­няя над­пись, сде­лан­ная ки­но­ва­рью: «Об­раз Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца Елец­кая-Чер­ни­гов­ская», а в древ­ней­шей опи­си Успен­ско­го со­бо­ра, сде­лан­ной в 1724 го­ду, зна­чит­ся: «Об­раз чу­до­твор­ной Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы Елец­кой; ри­за се­реб­ря­ная, по­зо­ло­чен­ная, по­да­на кур­че­ни­ном Фино­ге­ном Без­хо­дар­ным, а под­свещ­ник по­зо­ло­чен­ный пол­ков­ни­ком Гри­го­ри­ем Квет­кою». Та­ким об­ра­зом, древ­ность этой ико­ны вне вся­ко­го со­мне­ния.

Тропарь ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Елецкая-Черниговская», глас 6:

Твоего милосердия дарования воспоминающе, Владычице, и Твой чудотворный образ благоговейно лобызающе, упованием же Твоея помощи сердца наша веселяще, аки среди нас прибывающую Тя помышляем и верою Тебе вопием: Твоего моли Сына и Господа, да научит нас заповеди Его всегда творити и злыя искушения побеждати, и Тебе, Предстательницу нашу, достойно пети и славити во веки.

Кондак ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Елецкая-Черниговская», глас 5:

На неувядаемом древе угоднику явившися, Твое же предстательство всем молящимся присно являющи, Владычице, и нашего не отврати смиреннаго моления, но прегрешений наших прощения испроси и, скорби душ наших отъемши, благодарственное наше приими поклонение, да любовию Тя во веки славим, Всепетая.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Елецкая-Черниговская»:

Премилосердая наша Заступнице, и душ наших благая Хранительнице, и телес наших милосердая Целительнице, Богородице Дево! Вемы, яко недостойни есмы, не точию Твоих дарований причастницы быти, но и очей своих на чудотворный Твой образ возвести, зане души наша грехов исполнены суть и очи завистными и блудными воззреньми осквернени суть. Обаче Твое сострадание человеком, в нуждах и скорбех пребывающим, воспоминающе, им же Твоего Божественнаго Сына на первое чудо в Кане Галилейстей преклонила еси, и даже до днесь Того праведный гнев от грешников отвращаеши, паки и паки на мольбу Тебе, пред чудотворным Твоим образом, подвизаемся и со смиренным упованием Тебе просим: испроси грехом нашим прощение, от пагубных страстей исцеление, от нечувствия и от сна духовнаго пробуждение и о добродетелех христианских ревность. Сими убо дарованьми души наша украсивши, избави нас от горестей, в уныние некрепкая сердца наша повергающих, исцели болезни молящихся и о нихже молитву тии приносят, от напрасныя смерти жизнь нашу сохрани и сию христианскою кончиною во время подобно увенчати сподоби. Но и земное наше пребывание от взаимныя злобы и зависти огради, и в любви Христовой сие препровождати нам помози. Церковь Сына Твоего во всей вселенней умножи и утверди, еретиком обращение ко истине испроси, языком же неверным веры истинное познание. Такожде и одоление на враги и супостаты даруй, и всех нас научи, якоже во дни веселия, тако и во дни печали Тебе прославляти и о всех Сына Твоего благодарити, житие свое в Его святую волю вручати со упованием вечнаго спасения ожидати, да и тамо прославим Его Пресвятое имя и Твое милосердое предстательство во веки веков. Аминь.

Перейти к верхней панели