Летопись Троицкого храма

Троицкий Храм с. Новощапово Клинского района Московской области

Самое раннее упоминание о существовании Церкви близ нынешнего села Новощапово относится к XVI веку. Храм находился в селе Опалево, названному так по фамилии владельцев. Например, в одном из исторических документов Клинского уезда за 1550 год упомянут Никита Семенович Опалев.

Село это находилось недалеко от пустоши Щапово Меньшое и возникшего позднее села Ново-Щапово. Наиболее вероятно, что расположенное на дороге Клин – Дмитров, как и большинство сел по этой дороге, Опалево было полностью разорено польско-литовскими шайками, в котором, скорее всего и церковь была полностью уничтожена. Пустошь Малое Щапово находилась на противоположной стороне дороги от современного села Новощапово, где была построена каменная церковь. В документах от 1624 года, разоренное войной село Опалево уже именуется пустошью.

В документах 1646 года говорится о деревне Щапово, что было село Опалево, т.е. в это время храм еще не восстановлен: «…За князем за Иваном Саниным Мурзиным сыном Мамаевым, что было за дьяком за Гаврилом Левонтьевым жребий деревня Щапово… что было село Опалево…»

1653 год. Царствование Алексея Михайловича Романова.

Царь Алексей Михайлович Романов«Никону, когда он был еще митрополитом Новгородским, полюбилось во время его ежегодных переездов из Новгорода в Москву одно небольшое и малолюдное село Валдай и находившееся при нем большое озеро Валдайское со множеством островов, покрытых лесом. И у Новгородского владыки тогда еще родилось желание устроить на одном из островов этого озера общежительную обитель. В 1652 году, путешествуя на Соловки за мощами святителя Филиппа, Никон имел однажды на море, как сам рассказывает, сонное видение: ему явился святитель Филипп и укреплял его на то «благое дело». И Никон, пробудившись от сна, дал обет воздвигнуть на Валдайском озере монастырь и в нем две церкви: одну во имя чудотворной иконы Богоматери Иверской, копию с которой он достал себе с Афона, когда был еще новоспасским архимандритом, а другую — во имя святителя Московского Филиппа. Возвратившись в Москву с мощами святителя и затем сделавшись патриархом, Никон открыл свое желание и свой обет царю Алексею Михайловичу и просил пожаловать место для построения монастыря. И государь пожаловал из своих дворцовых сел как на устроение монастыря, так и на пропитание будущей в нем братии село Валдай с озером Валдаем, а также окрестные села и деревни с пустошами, озерами и всякими угодиями. Никон отправил надежных людей и во главе их архимандрита новгородского Свято-Духова монастыря Иакова избрать один из Валдайских островов, наиболее пригодный для построения на нем монастыря. Когда остров был избран, Никон, одобрив избрание, прислал в сентябре 1653 года архимандриту Иакову благословение приступить к постройке монастыря и вместе образ Пречистой Богородицы Иверской пядницу, обложенный чеканным серебром, позолоченный и украшенный драгоценными камнями. А Новгородский митрополит Макарий, в епархии которого находился Валдай, прислал тому же архимандриту по приказанию Никона благословенную грамоту на сооружение, как монастыря, так и двух деревянных церквей, соборной во имя Иверской иконы Богоматери и трапезной во имя святителя Филиппа, и два антиминса, с тем чтобы сам архимандрит и освятил обе церкви по окончании их. Валдайское озеро Никон велел в октябре с соизволения государя называть «святым озером», самый монастырь Иверским, и вскоре за тем и село Валдай переименовано в Богородицкое. Наделив новостроящийся монастырь несколькими из своих дворцовых сел, царь дозволил еще Никону вопреки своему Уложению приобретать для того же монастыря вотчины покупкою.

Святейший Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович

И Никон в ноябре 1653 года купил в   Клинском   уезде  село  Щапово  с деревнями да 60 пустошей.  А царь в следующем месяце пожаловал на Иверский монастырь несколько новых рядков в Новгородском  уезде  с их угодиями и целый боровицкий Яковлевский монастырь с его вотчинами — и все это пожаловал Никону, как сказано в царской грамоте, «к новому его монастырю в монастырские земли, а не в домовые патриарши вотчины».

Митрополит Макарий. «История Русской церкви».

В 1678 году сельцо Щапово с деревнями принадлежало Тверскому Иверскому монастырю, «…а в сельце был двор монастырский».

Документ за 1685 год сообщает о вновь построенной церкви: «В Клинском уезде… за Иверским монастырем вотчине село, что бывала пустошь Меньшое Щапово на Сомове Броду и на речке Лютенке, а в нем церковь вновь по-строена Живоначальныя Троицы, да в приделе Николая Чудотворца, а у той церкви поп Семион Игнатьев».

В документе от 1705 года при той же церкви упоминается уже поп Аггей Семенов. Вероятнее всего, что Аггей Семенов был сыном Семиона Игнатьева т. к. в то время часто фамилией (в современном понимании этого слова) являлось имя отца. «Церковь деревянная, со всякой церковной утварью».

В 1715 году попу Аггею Семенову 76 лет (т. е. родился в 1639 году). Жене его Офимье Ивановой (Ивановне) 70 лет, (родилась в 1645 году). «…У него Елисей во дьяконах 25 лет, жена его Авдотья Иванова 20 лет. У него ж попа сын  Федосий 17 лет…». Иными словами у Аггея Семенова старший сын — Елисей (1690 г. р.) в сане диакона служит с отцом в той же церкви Живоночальной Троицы. Он женат на Авдотье Ивановой (Ивановне) 1695 г. р. И младший сын Федосий 1698 г. р.

В 1723 году упомянут «…села Щапова церкви Живоночальной Троицы поп Елисей Агеев… ».

В 1756 году построено новое деревянное здание церкви: «…Зданием —  деревянная, состоит в твёрдости, покрыта железом. Двухпристольная: настоящая во имя Святой Троицы, — да в приделе Святителя и Чудотворца Николая – холодная. Утварию  церковною достаточно.
Причта  положено по штату 1722-го года, августа 10-го дня:
Священник — 1, Дьякон — 1, Дьячек – 1, Пономарь — 1.
Приходских дворов — 205, в них душ мужска — 806, женска — 992.
Земли при сей церкви усадебной две десятины, пашенной и сенокосной 31 десятина, на оную землю плана и межевой книги не имеется, а показана обще с обывателями того села в экономическом плане; сею землёю священно и церковнослужители владеют сами».

(Выписка из клировых Ведомостей за 1827 год)

Документ за 1767 год сообщает о смене владельца села: «Щапово, село Подгородного стана, владение Коллегии экономии, ранее Иверского монастыря и Клинского яма. Писцовая церковная земля церкви Троицы, что в селе Щапове, церковь и кладбище».

С 1770 года по 1805 год настоятелем церкви Живоначальной Троицы священник Гаврила Климентов. В школах не учился, штрафован. В годы его настоятельства в 1787 году построена новая колокольня деревянного храма.

С 1805 года и до 1854 года настоятелем Троицкой церкви был священник Феодор Никитич Наумов. Родился в Московской губернии в 1777 году. «Из духовного звания, сын священника, обучался в Лаврской семинарии наукам: Богословским, Филосовским, Риторическим, — языкам: Латинскому, Французскому, и Немецкому, коего полтора года был информатором. По окончании в оной семинарии курса наук произведён к означенной Троицкой церкви во священника – 1805 июля 11-го дня, (24 июля н. ст., память Равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, во св. крещении Елены.). Определён Благочинным  1819 июля 24-го дня (6 августа н.ст., память мчч. Блгвв. кнн. Бориса и Глеба, во св. крещении Романа и Давида)».

В ведомство Благочинного священника Феодора Никитина Наумова в Клинском уезде, в эти годы, входило 9 сел, в том числе:
1) село Щапово – церковь Живоначальной Троицы.
2) село Воронино – церковь иконы Божией Матери «Смоленская»
3) село Спас–Коркодино – церковь Преображения Господня
4) село Доршево – церковь Преображения Господня
5) село Покровское (В Клировых ведомостях за 1827 год, церковь в селе Покровском названа Николаевской, в последующие годы церковь в селе Покровском означена уже как Покровская.)
6) село Трехсвятское – церковь иконы Божией Матери «Казанская».
7) Георгиевский погост (ныне село Подтеребово) — церковь вмч. Георгия Победоносца.
8) село Борщёво – церковь Вознесения Господня
9) Дмитриевский погост, что в Донхове (ныне село Аксёново) церковь вмч. Димитрия Солунского.

В годы настоятельства Феодора Никитича Наумова, взамен обветшавшей деревянной церкви в Щапове, 11-го сентября (24 сентября н.ст.) 1832 года на новом месте, у деревни Максимково на тракте из Клина в Дмитров заложена новая, каменная церковь  «…кладкою кроме колокольни кончена, покрыта железом, и один предел в трапезе приуготовлен к освящению». В том же 1832 году кладкою доведена до сводов, кроме колокольни.

В 1832 году священнику Феодору Никитичу Наумову 55 лет от рождения, жене его Евдокие Алексиевне – 42 лет, детям – дочери Евдокии 26 лет и сыновьям – Афанасию — 19, Василию — 17, Александру — 11, Дмитрию — 6 и младшему сыну Николаю — 4 года.

Старая деревянная церковь Живоночальной троицы в селе Щапово продолжала действовать, но уже как кладбищенская, при которой и совершали захоронения. Колокольня у деревянной церкви, по резолюции Его Высокопреосвященства была разобрана и употреблена на обжиг кирпичей для строительства нового каменного храма, Эти кирпичи изготавливали тут же — на месте строительства. Старая деревянная церковь просуществовала на прежнем месте до 1847 года, в котором и была упразднена. Впоследствии на месте упраздненной церкви была поставлена часовня, не сохранившаяся до нашего времени. Сейчас на этом месте стараниями прихожан водружен Поклонный крест, у которого в летнее время совершаются водосвятные молебны.

Построена новая церковь была из красного кирпича, с использованием множественных белокаменных деталей, после полной постройки вся поверхность Храма была оштукатурена и выкрашена белой краской. Наружное убранство представляет собой смешение классицистических и псевдоготических элементов: по бокам основного четверика пристроены портики коринфского ордера, увенчанные фронтонами, сильно пострадавшими от времени, окна обрамлены стрельчатыми наличниками, такой же готический рисунок имеют все кирпичные фризы, украшающие второй ярус. Сама церковь была построена по осевой композиции, центром которой является большой двусветный четверик, который венчало пятиглавие, поставленное на сомкнутый свод. Трапезная со стрельчатыми окнами соединяла основной объем Храма с трехъярусной колокольней.

Новый Троицкий храм, в отличие от старого имеет теперь не два, а три престола:«Престолов в ней имеется быть три: в настоящей (т.е. главный престол) холодной ещё не освещённой во Имя Святой Троицы; в трапезе два придела тёплые: первый во имя Святителя и Чудотворца Николая, 1836 года июня 29 дня освящён, (12 июля н. ст., празднование Святых славных первоверховных апостолов Петра и Павла),  второй во имя Казанской Божией Матери 1838 года июня 26 дня (9 июля н. ст., празднование Тихвинской иконы Божией Матери) освящён же, в коих и служба производится». 

(Выписка из Клировых ведомостей за 1847 год).

 

Троицкий Храм зимой (вид на колокольню). Фото из архива. Дата не установлена.

Троицкий Храм (вид на алтарь). Фото из архива. Дата не установлена.

Дата освящения главного престола во Имя Святой Троицы нам не известна. Датой постройки нового каменного храма принято считать 1835 год.
Феодор Никитич Наумов, один из самых авторитетных священнослужителей Клинского уезда в те годы, член Клинского духовного правления. В качестве наград по духовному ведомству получил грамоту и бронзовый наперсный крест в память 1812 года,  «…в 1836 году награждён набедренником, а в 1842 году пожалован бархатной фиолетовой скуфьёю». В 1838 году овдовел.  С 1854 года жил на покое в селе, уступив место священника своему сыну – Николаю. Умер в 1862 году. Был похоронен у новой церкви за алтарём рядом со своей супругой. До сегодняшнего дня сохранилась верхняя часть надгробия из черного мрамора, на котором написано:

«иерей Феодор Никитичь НАУМОВ
Ктиторъ сего во имя Св. Троицы храма,
Священствовалъ 57 летъ, скончался января 28 дня 1862 года
На 85 году отъ рождения;
Супруга его Евдокия Алексиевна.
Жившая въ супружестве 33 г. скончалась февраля 24 дня 1838 года
На 48 году от рождения
И сестра ея Ольга Боголепова священ.вдова».

С 1854 по 1894 год в Троицком Храме священствовал Николай Феодорович Наумов, младший сын Феодора Никитича Наумова, выпускник Вифанской семинарии. Скончался 8 декабря 1894 года. Похоронен рядом с отцом.

11 сентября 1898 года Высокопреосвященным Владимиром Митрополитом Московским в Троицкий храм определен священником Илья Феодоров Любимов, выпускник Спасско-Вифанской семинарии. Свое пастырское служение Илья Феодорович совмещал с педагогической деятельностью. С ноября 1898 года состоит законоучителем в Новощаповском земском училище, а в 1903 году становится заведующим и законоучителем в открытой им церковно-приходской школе. По ходатайству Клинского отделения Московского епархиального училищного совета при Кирилло-Мефодиевском Братстве, членом которого он состоял, в 1905 году отец Илья награжден набедренником. А в 1909 году за духовно-просветительскую деятельность, священник Илья Феодоров Любимов награжден скуфьей.

Такой Троицкая Церковь была видна с места, где примерно сейчас находится Новая с/школа п. Новощапово.

С октября 1910 года настоятелем Троицкого храма служит священник Николай Егорович Крестников. Годы его жизни неизвестны, а могила его находится за алтарем  Троицкого храма.

 

Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Парвицкий-Невский) 1835 – 1926

С 25 января 1915 года в Троицком храме начал свое дьяконское служение Феодор Воздвиженский. В приходском музее нашего Храма хранится ставленая грамота Высокопреосвященнейшего Макария митрополита Московского и Коломенского, выданная  Феодору Воздвиженскому после рукоположения его в сан диакона и назначения к Троицкой церкви с. Новощапово. Хиротонию совершил преосвященный Димитрий, епископ Можайский.

Епископ Можайский Димитрий (Добросердов). 1864-1937,  священномученик.

В годы советской власти стало известно, что в 1920-х годах, отошедший в обновленческий раскол, священник Феодор Воздвиженский, настоятель Троицкой церкви села Новощапово, состоявший членом и секретарем Клинского викариального управления, перед гробом Патриарха Тихона раскаялся в том, что отошел от истинной Православной веры, и вновь принял посвящение в священный сан от православного епископа и снова назначен к Троицкой церкви.

По данным на 1914 год в Русской Православной Церкви насчитывалось 1025 монастырей (550 мужских и 450 женских), в которых состояло 94629 монашествующих мужчин и 73299 женщин). Церквей, часовен и молитвенных домов было 78488, из них 50 тысяч приходов. В составе приходского духовенства насчитывалось 51105 священников и 15035 диаконов, а также 46489 церковнослужителей. В 67 епархиях РПЦ было 130 архиереев. Православными считалось 120 млн. человек или 70 % населения России.

Патриарх Тихон. 1918 год

29 августа 1917 года в праздник Успения Пресвятой Богородицы, в Успенском соборе Московского Кремля проходил Поместный Собор Русской Православной Церкви (1917-1918 г.г.). Важнейшим деянием Собора, осуществленном в самом начале его деятельности, было восстановление патриаршества, совершенно необходимое для нормального функционирования Церкви. 18 ноября 1917 года жребий Патриаршества выпал на митрополита Московского Тихона (Белавина), как говорили о нем в народе, это был «самый умный, самый строгий и самый добрый из иерархов Русской Церкви».

В самый разгар деятельности Собора произошло самое трагическое событие в истории России – 7 ноября (25 октября) 1917 года осуществился государственный переворот, в результате которого власть в стране захватила партия большевиков во главе с В. И. Лениным.

Поместный Собор. Петербург. 1917-1918 г.г.

С точки зрения большевиков Русская Православная Церковь являлась орудием управления и господства эксплуататорских классов над трудящимися массами. В соответствии с таким подходом Советская власть ставила перед собой задачу как можно быстрее ослабить влияние Церкви на общество и полностью уничтожить ее. Следуя программным установкам своей партии, большевики с первых же дней своей власти повели решительное наступление на позиции Церкви в обществе.

Уже 2 декабря была обнародована так называемая «Декларация прав народов России», подписанная Лениным и Сталиным, в соответствии с которой Церковь отторгалась от всех сфер гражданской и общественной жизни. Полностью отменялись все религиозные привилегии и ограничения. 11 декабря 1917 года декретом наркома просвещения, подписанного и Лениным, у РПЦ конфисковались все учебные заведения, а их имущество переходило государству.

Одновременно с государственными мероприятиями законодательного характера, по стране проходили массовые репрессии против РПЦ, санкционированные властью.
28 февраля 1918 года Собор принял постановление, направленное на предотвращение грабежа церковного имущества. В соответствии с ним на местах для этой цели предлагалось создать союзы из прихожан. Разумеется, защита осуществлялась мирными средствами и в условиях беззакония была неэффективна.

8 мая 1918 года при наркомате юстиции был создан 8-й (позднее 5-й) отдел по проведению в жизнь декрета об отделении Церкви от государства. 30 августа 1918 года постановлением наркомата юстиции РПЦ официально лишалась прав юридического лица, у нее отбиралось все не богослужебное имущество.

Но дни Собора были уже сочтены. Советская власть не желала иметь ни малейшего противодействия своим беззакониям. Большевики, раздраженные активностью и независимостью Собора, 20 сентября 1918 года разогнали его.

Буквально с первых дней Советской власти началось активное закрытие монастырей и приходских храмов. В 1918-1920 г.г. в административном порядке было закрыто 673 монастыря из 1025 дореволюционных обителей. Так закрыли Оптину пустынь, Соловецкий монастырь, «Сердце России» — Троице-Сергиеву Лавру. Закрыто были также несколько тысяч приходских храмов Многочисленные протесты монахов и населения не принимались в расчет.

Против Церкви большевики развязали настоящую войну. Людей Церкви уничтожали с неслыханной жестокостью, невозможно хотя бы вкратце описать тысячи зверских убийств православных христиан во время Гражданской войны.

Суд нал Митрополитом Петроградским Вениамином 5 июля 1922 года в Петрограде. Расстрелян  по приговору трибунала в ночь с 12 на 13 августа.

«Изнемогает наша Родина в тяжких муках и нет врача, исцеляющего ее. Грех помрачил наш народный разум, вызвал сатану из бездны, воздвигающего открытое гонение на Церковь. Русский народ, неужели ты не возродишься духовно!»

Послание св. патриарха Тихона от 8 августа 1918 года

«Все религии есть органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманиванию рабочего класса. Марксизм есть материализм, в качестве такового он беспощадно враждебен религии. Мы должны бороться с религией.»

В. И. Ленин.

В результате утопической экономической политики большевиков и вследствие Гражданской войны в 1921-1922 г.г., в стране бушевал голод, от которого погибло около 5 млн. человек. Не смотря на гонения власти РПЦ не осталась в стороне от народного бедствия: 22 августа 1921 года Патриарх Тихон выпустил Послание, в котором призывал верующих людей всех конфессий, как в России, так и во всем мире к помощи голодающим. К февралю 1922 года Церковь собрала более 8 962 000 рублей, — огромную по тем временам сумму, не считая драгоценностей и натуральной помощи (продуктами) голодающим.
    

Но, не смотря на это 26 февраля 1922 года вышел декрет ВЦИК, который аннулировал добровольный характер пожертвований: местным Советам депутатов предписывалось изъятие всех драгоценностей, не исключая и предметов, имеющих богослужебное значение.

Причина такого поведения правительства заключалась в самой сути богоборческой власти: ей не нужен был диалог с Церковью, а нужно было полное её уничтожение. Такова была позиция всего высшего партийного руководства. Постановление о насильственном изъятии ценностей имело своей целью заставить верующих начать сопротивление и жестоко расправиться с ними.

Массовый террор против Православной Церкви стал официальной политикой Советского государства. В 1922 году по всей стране прошло 250 судебных процессов, сфабрикованных в связи с изъятием церковных ценностей, 732 человека оказалось на скамье подсудимых, многие были расстреляны.

Суд над священнослужителями и мирянами. Петроград. 1922 год

Изъятие церковных ценностей из Троицкого Храма

В 1922 году Советской властью из Троицкого храма с. Новощапово были изъяты церковные ценности под предлогом «В помощь голодающим Поволжья». В приходском музее хранятся копии протокола изъятия и телефонограмма в президиум Московского совета, текст которых приводится ниже:

Протокол изъятия ценностей
из с. Ново-Щапово Соголевской волости. В помощь голодающих Поволжья. Изъято 23 предмета, серебряные. Чистый вес: 2 пуда, 8 фунтов, 18 золотников.

Серебряные ризы с иконы:
Казанской Божьей Матери    — 9 ф. 73 зол.
Спасителя                            — 7 ф. 56 зол.
Знамение Богородицы          — 7 ф. 50 зол.
Иоанна Крестителя               — 9 ф. 36 зол.
Николая Чудотворца             — 12 ф.
Иверской Божьей Матери     — 19 ф. 4 зол.
Святой Троицы                      — 15 ф.
Одна лампада                      — 1 ф. 66 зол.
Чаша с прибором                 — 2 ф. 6 зол.
Кадила                                 — 1 ф. 4 зол.
2 обложки от 2-х крестов       — 1 ф. 37 зол.
2 венчика                              — 1 ф. 30 зол.
Цепочка с двумя обложками от маленьких икон и 2 крестика — 0 ф. 4 зол.
Итого вес:   2 пуда    8 фунтов    18 золотников

(Орфография сохранена.  1922 год.  ЦГАМО)

ТЕЛЕФОНОГРАММА
В президиум Московского совета. В комиссию по изъятию церковных ценностей.

Клинская комиссия по изъятию сообщает, что 6-го и 8-го апреля 1922 года продолжалось изъятие ценностей. 6-го изъятие происходило в сельском Новощаповском приходе. Всего населения в приходе 9 деревень и население прихода отнеслось в высшей степени сознательно к проводимой работе. 6 апреля собрано 2 пуда 8 фунтов 18 золотников. 8 апреля — 34 фунта 24 золотника. Всего комиссией собрано за время работы 15 пудов, 25 фунтов 42 золотника  и 71 штука разных камней.
10, 11, и 12 апреля работа будет проходить по уезду в более широких размерах.

Председатель комиссии И. Сидоров
Секретарь Никифоров

(Орфография сохранена.  1922 год.  ЦГАМО)

Письмо Секретаря ЦК РКПБ Молотова об изъятии церковных ценностей. 1922 год.

Изъятие церковных ценностей по всей России

До самого закрытия Троицкого храма, служил в нем протоиерей Александр Смирнов. После этого он священствовал в Скорбященской церкви г. Клина, а во время Великой Отечественной Войны оказался единственным священником в городе. Отец Александр всегда отличался удивительным смирением и добросовестностью в пастырском служении.

Вид храма перед закрытием

В 1937 году Церковь была закрыта, оставшаяся церковная утварь и иконы были вывезены в неизвестном направлении…

С 1917 и до самого начала войны, а потом начиная с 1942 года, уже после ухода немецких войск, были неоднократные попытки полного разрушения здания Храма, но с Божией помощью этого не произошло.

 

Троицкий храм 001

Троицкий Храм через несколько лет после закрытия. Главки снесены,
выбиты стекла и двери, сняты колокола, уничтожены настенные росписи.

9 ноября 1950 года все-таки была взорвана колокольня, а на ее месте к трапезной Храма было пристроено кирпичное здание администрации стеклодувного цеха, а в самом Храме хранили готовую продукцию.

Взрыв колокольни Троицкого Храма

наш Храм 2

После взрыва…

Троицкий храмВид храма перед началом строительства стеклодувного цеха

В 1970-х годах к зданию Храма пристроили дополнительные постройки, сделанные для расширения стеклодувного производства.

В 1992 году, после закрытия производства, здание Храма передали вновь образованной приходской общине. К этому времени в Храме уже не было рам, крыши трапезной, главок, настенные росписи отсутствовали. Началось постепенное восстановление церкви. Возрождение прихода Троицкого храма началось в 1993 году.

Здание Храма после возвращения его РПЦ. 1992 год

10 октября 1994 года Указом Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия настоятелем храма был назначен священник Алексий Викторович Усков.

Протоиерей Алексий Усков

Постоянные богослужения стали проводиться с Рождества 1995 года в небольшом помещении 2-х этажной пристройки, где была оборудована временная церковь, сам храм для проведения богослужений не был обустроен. Начались постепенные работы по подготовке помещений: расчистка храма и вывоз мусора, остекление храма и частичное восстановление кровли. Во всех этих работах активное участие принимали: Клинская администрация, АО «Русь» и местные жители. Прошло совсем немного времени и вот уже в тёплое время года церковные службы стали совершаться в большом летнем храме, а с появлением отопления – начали проходить в нем круглогодично. В помещениях пристройки, где ранее размещалась временная церковь, сейчас находится церковная библиотека, трапезная, ризница и рабочий кабинет настоятеля.

В настоящее время в Рождество Христово, во время святок, в Пасхальные дни и в престольный праздник Святой Троицы при нашей церкви проводятся спектакли с участием прихожан и их детей. Летом организовывается детский православный лагерь. Каждый год 9 мая прихожане нашего храма с детьми участвуют в чествовании героев и павших воинов  в годы Великой Отечественной войны на мемориалах памяти пос. Новощапово, на Зубовском повороте и в д. Кленково.

DSCN9201DSC03152DSCN9235По воскресным дням после Богослужений прихожане вместе с настоятелем собираются на чаепития, во время которых обсуждаются различные духовные вопросы и проводятся катехизические беседы.

В храме находится Икона с частицей мощей Святого благоверного князя Михаила Черниговского.

Михаил ЧерниговскийНа сегодняшний день, на пожертвования прихожан Троицкого Храма начаты работы по согласованию и утверждению архитектурного решения восстановления здания Храма и его купольной части, строительству новой колокольни, проведены необходимые капитальные работы потолочной и напольной части трапезной Храма, восстановлены кровля трапезной, проведены работы по остеклению помещений, устройству отопления, электро и водоснабжению служебных помещений.

Идет работа по утверждению земельной документации. Заключен Договор и проведено полное обследование основания и фундамента Храма, его конструктивных элементов, проведены инженерно-геологические и архивные изыскания, подготовлены графические данные, изготовлены внешние виды и архитектурные решения по реконструкции Храма и его колокольни.

Сейчас ведутся реставрационные работы в трапезной части храма, где уже выполнены все арматурные и бетонные работы пола. Выполнены все капитальные работы по ограждению лицевой части Храма, изготовлена и установлена кованная ограда фасада и въездные ворота.

DSC02811На очереди восстановление пятиглавого верха четверика храма и его кровли.

Так выглядела трапезная Храма перед реставрационными работами

Начало реконструкции

Проведенные бетонные работы пола трапезной

Проведены работы по частичному восстановлению правой части колокольни, в которой ранее находилась винтовая лестница для подъема на первый уровень колокольни. На сегодняшний день проведены работы по восстановлению кладки и устройству металлической винтовой лестницы с деревянными ступенями.

DSCN8635DSCN8652По благословению настоятеля Троицкого храма на этой части колокольни была устроена временная деревянная звоница, для которой стараниями наших прихожан были приобретены и после проведения чина освящения подвешены семь бронзовых Шуваловских колоколов.DSC03446На пасхальные праздники 2014 года жители с. Новощапово вновь услышали радостный колокольный звон, который не разносился с колокольни Троицкого храма с 1937 года.

Более подробная информация о реконструкции Троицкого храма в разделе Восстановление храма

Перейти к верхней панели